Юзабилити сайта

Любой интернет-ресурс не имеет смысла, если его посещаемость равна нулю. При этом, если информационные порталы хотя бы не несут убытков, то отсутствие посетителей на торговой онлайн-площадке равносильно катастрофе. Для получения прибыли очень важны показатели трафика и конверсии.

Если уровень юзабилити сайта соответствует нормам, посещаемость проекта будет расти, соответственно, и число покупателей увеличится. Что же заключается под этим понятием, и как улучшить позиции портала в глазах пользователей?

У сео-специалистов этим термином принято определять степень удобства использования ресурса. Второе значение — комплекс мер по внедрению улучшений на портале в процессе его создания и тестирования.

Реакция пользователей  зависит от:

  • содержания ресурса;
  • правильного оформления текстовой информации;
  • соблюдения логики в работе функциональных элементов и взаимное расположение их в пространстве;
  • потенциала снижения сложности работы с выделяемыми атрибутами;
  • дизайна и т. п.

Сегодня качественное отличие от конкурентов клиентам дает юзабилити — сайты, которые не пользуются этим инструментом продвижения, серьезно проигрывают, теряя до 40 % покупателей. Последние покидают каталог, не обнаружив в нем искомый товар. Половина из этих посетителей уходят с ресурса навсегда, оценив его как неинформативный.

Юзабилити сайта

Такое поведение легко объяснить, если ориентироваться на множество каналов получения информации и общую загруженность людей сведениями, черпаемыми ежедневно из СМИ, интернета, телевидения. В итоге на одной странице пользователь проводит около 27 секунд. За это время он может только бегло просканировать материалы глазами и оценить ценность предлагаемой информации. Если ресурс к тому же долго грузится из-за сложного дизайна или перенасыщения опциями, процент отказов становится еще больше.

Четко структурированную, с первого взгляда понятную главную страницу часто сравнивают с витриной магазина. Разрабатывая сайт, вебмастер должен помнить, что на загрузку и оценку страницы у пользователя уходит несколько секунд. На это время и нужно делать ставку. Интерфейс должен быть построен таким образом, чтобы после пары кликов пользователь уже понял, где находится и что ему предлагают. Завладеть его интересом, доказать, что портал именно такой, как ему нужно, — вот что требуется от эффективного продвижения.

Далее мы покажем, как различаются сайты с повышенным и стандартным уровнями юзабилити.

  • При одинаковых расходах на рекламу удобный ресурс привлечет больше клиентов, чем неудобный.
  • Комфортная работа с ресурсом увеличивает лояльность клиентов к компании и обеспечивает большее число возвратов.
  • При адекватном построении ресурса, все ответы, которые хочет получить клиент, находятся на виду. Это, в свою очередь, снижает нагрузку на менеджеров.

Что влияет на юзабилити сайта?

Нужного уровня удобства для пользователей можно достичь, если вы знакомы с особенностями подачи информации в интернете. Первое внимание путешествующих по Сети привлекают броские материалы небольших размеров. Поэтому залогом популярности становится максимальная простота интерфейса. Чтобы увеличить трафик сайта, следует внимательно изучить и затем использовать при развитии проекта основные принципы юзабилити.

Успеху способствуют сквозная навигация по всем страницам, заметный и хорошо прорисованный логотип в верхнем углу, щелчок по которому выводит пользователя на главную страницу. В шапке и подвале ресурса отводится место для контактных данных.

Для грамотной организации портала не лишним будет использование «хлебных крошек» — атрибута навигации, который показывает путь пользователя с главной страницы до того места, где он сейчас находится. Дополнительно неплохо выделять текущий раздел цветом или шрифтом.

Главная страница должна содержать общую информацию о ресурсе (буквально в пару абзацев). Сюда же должны выводиться актуальные новости компании, интригующие коммерческие предложения. Здесь же организуется подписка на рассылку RSS.

Огромное влияние на уровень юзабилити сайта оказывает его текстовое оформление. Наибольшим спросом в Сети пользуются короткие информативные тексты с минимумом описаний и словесного «мусора».

Еще один принцип продвижения ресурса — организация удобного поиска. Эффективность работы последнего обеспечивается доступом ко всем разделам и подразделам и отсутствием результатов извне. Поиском информации по соседним ресурсам занимаются специализированные поисковые системы, с которыми вы не сможете тягаться. Форму выдачи результатов лучше организовать по типу поисковика. Обязательно учитывайте запросы с опечатками, при необходимости исправляя их.

В общих чертах мы перечислили основные принципы юзабилити сайта. Этим вопросом следует заниматься на этапе создания ресурса — чтобы в скором будущем вам не пришлось оптимизировать его работу. Далее расскажем о каждом из этих аспектов подробнее.

Улучшение читаемости текстов

Хорошая читаемость текстов — реальный способ увеличения конверсии. При этом важно даже не то, как именно будет написан текст, а общие принципы его форматирования и оформления на ресурсе.

  • Не забывайте об абзацах. Деление на блоки — необходимое условие читабельности текста. В каждом абзаце должно быть 5–7 предложений. Этого объема символов хватит для передачи завершенной мысли, которую читатель в силах будет усвоить с первого раза. Если какая-то информация не умещается в указанное число строк, пользуйтесь принципом чередования, вставляя после крупного информационного блока абзац в пару предложений. Это увеличит юзабилити сайта и будет оценено пользователями по достоинству.
  • Краткость — сестра таланта. Пользователи не вчитываются в материал, они сканируют слова со страницы, выделяя главное и отсеивая лишнее. Не перегружайте тексты «водой». Чем меньше символов — тем проще воспринимать текст. Наличие списков и подзаголовков добавит удобства.
  • Цепляющие заголовки. Скучными, серыми заголовками давно никого не удивишь. Попробуйте включать в теги h1, h2 и h3 самые важные и интересные мысли. Меткие фразы с подтекстом привлекают внимание и увеличивают трафик.
  • Оформление текста. Так как улучшать юзабилити сайта придется в несколько этапов, не забывайте отрабатывать перечисленные принципы на каждом тексте. Упорядочить придется размеры шрифтов, межстрочные интервалы, пропуски между абзацами и т. п. Лучше всего воспринимается при чтении с экрана шрифт без засечек. Курсивное написание следует использовать с осторожностью — для выделения цитат, ссылок и примечаний. Контрастные элементы нужны для расстановки акцентов. Для выделения подходят маркеры цвета, подчеркивания, полужирный шрифт. На одной странице не рекомендуется использовать более 3 вариантов начертания символов.
  • Поясняйте термины. Не заставляйте пользователей чувствовать себя людьми непросвещенными. Если в тексте вы употребляете термины, расшифруйте их в скобках или дайте сноску. Не факт, что посетитель вернется, если покинет ресурс, чтобы прояснить для себя значение сложного понятия.
  • Иллюстрируйте свои мысли. На улучшение юзабилити сайта хорошо влияют иллюстрации — фото, графики, диаграммы, которые наглядно представляют информацию. Кстати, картинки нравятся не только пользователям, но и поисковым роботам. Фото с прописанными в кодах тегами alt попадают в выдачу. Лучше, если картинки используются уникальные, ранее нигде не опубликованные.

Как повысить юзабилити сайта?

Юзабилити сайта

Анализ конкурентов

Для улучшения позиций сервера в поисковых системах следует проанализировать приемы, используемые сильными конкурентами. Знакомство с чужими ресурсами поможет вам быть в курсе последних новшеств. Вы почерпнете для себя свежие идеи, узнаете секреты, способные продвинуть ваш проект вперед. Сформировать свой список помогут:

  • принципы работы со ссылочной массой;
  • данные о контенте соперников;
  • общие сведения о продуктах и виде предпринимательской деятельности;
  • методы привлечения клиентов;
  • особенности поведения пользователей на ресурсе-конкуренте.
  • технические моменты, включая дизайн и навигацию.

Во время анализа берите на вооружения только те приемы, которые могут  поднять на более высокий уровень юзабилити вашего сайта.

Навигация

Большое значение для оптимизации интернет-ресурса имеет навигация. Материалы на портале должны располагаться так, чтобы их было легко найти.

Прорабатывая структуру будущего сервиса, используйте правило 3-х кликов, главная суть которого сводится к постулату — каждая страница должна находиться не более, чем в 3 кликах от главной. Подумайте о том, как свести к минимуму усилия пользователей. Так, в интернет-магазине важно сократить срок выбора товара и оформления покупки.

Посмотрите, как выглядит ваше меню. Желательно, чтобы оно было небольшим по размеру и при этом удобным и понятным. Меню не считается уникальным содержанием, так как дублируется на каждой странице. Именно поэтому число слов, определяющих разделы, должно быть минимальным. Это позволит не портить уникальность ресурса. Так же обстоит дело с шапкой и подвалом.

Остальные правила, ведущие к улучшению юзабилити сайта, изложим тезисно.

  • Навигация одинаковая на всех страницах.
  • Логотип виден над каждой страницей, щелчок по нему выводит на главную.
  • В шапке и в подвале — лучшие места для размещения контактов.
  • На всех страницах реализован доступ к меню первого уровня.
  • На странице публикуется название раздела.
  • Указатель «Вы находитесь здесь» не обязателен, но желателен.
  • Ссылки на страницах лучше выделять другим шрифтом и нижним подчеркиванием.

Заменой книжному оглавлению на веб-портале служит карта сайта. Это большой блок информации, указывающий на все опубликованные материалы.

Используйте помимо разбивки по разделам дополнительные варианты группировки текстов. К примеру, в Word Press этот прием реализован посредством специальных меток. С их помощью можно объединять посты по выделенным признакам, что упрощает навигацию.

Дружелюбная страница ошибки 404

До того как повысится юзабилити сайта, пройдет много времени, и сил вы на это потратите немало. Так что для привлечения трафика все средства хороши. К примеру, исследования показали, что переработка содержания только одной 404-й страницы может увеличить вашу месячную прибыль на несколько сотен долларов. Достаточно разместить на ней ссылку на главную, строку поиска или информативное сообщение.

Кнопка прокрутки вверх

Если на страницах вы публикуете большие текстовые блоки или расширенные описания товаров, без кнопки «Наверх» не обойтись. Это избавит пользователя от ручного перемещения бегунка полосы прокрутки и станет плюсом к уровню комфортабельности ресурса.

Поиск

Строку поиска лучше разместить в правом верхнем углу страницы, чтобы посетители могли с легкостью найти ее. Не использовать поиск можно только в том случае, если на вашем портале меньше сотни страниц.

Удобная форма регистрации

Для увеличения юзабилити сайта важно оптимизировать форму регистрации. Для этого процедуру с входом в Личный кабинет можно либо убрать вовсе, либо предложить пользователям авторизоваться у вас под своим именем из социальной сети. Если же вы все-таки решили оставить форму регистрации, уберите лишние поля для заполнения. К примеру, если вы предлагаете зарегистрироваться покупателю интернет-магазина, глупо заставлять его заполнять анкету с подробным перечислением увлечений и родственников.

Быстрая загрузка

Скорость загрузки страниц также влияет на удобство пользования ресурсом. Сегодня ни у кого нет времени ждать, пока длительно загрузится нужный материал. Проверить скорость загрузки страниц можно при помощи специальных сервисов. Оптимальная скорость отображения страниц — не более 3 секунд.

Способов уменьшить скорость загрузки множество.

  • Настройка плагина кэширования. Это позволит увеличить юзабилити и уменьшить скорость работы сайта, а также сократит нагрузку на сервер. Результаты оптимизации будут тем лучше, чем больше видов кэширования вы используете.
  • Настройка отображения картинок. Сегодня уменьшить размеры фотографий можно без потерь в качестве. Также эффективный способ оптимизации — форматирование лишних частей картинки.
  • Исключение необязательных функций. Откажитесь от использования лишних скриптов и плагинов. Навороченные темы тормозят загрузку из-за сложности кода.
  • Оптимизация базы данных. Не забывайте просматривать базу данных и очищать ее от устаревшей информации и «мусора». Грамотные действия серьезно снизят нагрузку на ресурс.
  • Переход на более удобный тариф хостинга. Выбирайте хороший хостинг и тот тариф, который подходит вам для работы. Если все принятые ранее меры не повысили скорость работы портала, переходите на более мощный хостинг.

Оптимизация ресурса под разные платформы (важность мобильной аудитории)

Для улучшения юзабили сайта, следует проверить его на способность отображаться в разных расширениях. Оценить, насколько корректно выглядит ресурс при просмотре его через мобильные устройства, позволят специальные симуляторы. При обнаружении неполадок в отображении сервиса, следует проверить его на валидность и почистить ошибки в коде. Валидность кода — степень соответствия вашего кода принятым стандартам html и CSS. Если этот показатель ниже допустимого уровня, ресурс будет отображаться некорректно.

Сегодня вопрос о необходимости настройки портала под мобильные устройства не придет в голову адекватному человеку. С появлением айфонов и смартфонов все больше пользователей просматривают интернет-страницы, глядя на экран телефона. При этом если ноутбук или ПК есть не у каждого, то подключенный к Сети мобильник уже перестал быть диковинкой. Вот почему не следует пренебрегать мобильной аудиторией.

Грамотная адаптация под мобильную платформу добавит плюс к юзабилити, сайт станет востребованным у большего числа пользователей. Однако при верстке дизайна и написании кода оптимизировать ресурс под все мобильные устройства невозможно. Здесь вам поможет анализ аудитории. Если результаты исследования покажут, что наибольшее число пользователей мобильной версии заходят с iPhone, основной упор следует сделать на разработку мобильной платформы именно для этого вида устройств. Так вы сэкономите деньги и сумеете заполучить лояльность ключевых посетителей.